СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО РОМАНТИКОВ

I.Ответь на вопросы:

1. Каково строение симфонии?

2. Кто из композиторов писал симфонии?

3. Сколько симфоний создал Ф.Шуберт?

4. Как называется Симфония Шуберта си минор, правильно ли это название? Когда эта симфония написана и впервые исполнена?

5. Каково содержание этой симфонии? Сравни с Бетховеным.

Подсказкой послужит фрагмент из книги М.Зильберквита “Рассказы о симфонии”:

“Шуберт боготворил Бетховена, знал почти все его сочинения и всегда старался учиться у него. Но всякий раз, когда перо касалось нотной бумаги, Шуберт словно забывал о своем кумире. С каждым новым произведением он все отчетливее понимал, что думает, чувствует иначе, чем Бетховен. Но это и не удивительно: он и его друзья - поэты, художники, музыканты - принадлежали уже к другому поколению людей, по-новому воспринимающему и переживающем все, что происходило в жизни. Может быть, поэтому, думал Шуберт, “герой” его произведений совсем не похож на бетховенского героя - борца, ведущего неравный бой с судьбой, - Эгмонта или Прометея.

Слушая сейчас Девятую симфонию, он сознавал, что никогда не сможет, как Бетховен, обращаться своей музыкой ко всем людям планеты, ко всему человечеству. Он - лирик и всегда старается выразить в музыке свои личные ощущения и переживания.

Впрочем, кому это интересно? Венским музыкантам или любителям музыки? Вероятно, никому. Ведь большинства написанных им произведений почти никто не знает. Лишь узкий круг самых близких почитателей. Да и они любят только его песни и небольшие пьески для фортепиано. А крупных сочинений, например, симфоний, вообще никто никогда не слышал. А ведь у него семь симфоний. Семь! И ни одна ни разу не была исполнена, даже си-минорная, на которую он возлагал такие надежды!..

… Почти два года минуло с тех пор, как произошли события, вызвавшие к жизни это произведение. Но рана, тяжелая душевная травма, еще не зажила окончательно.

Видимо, не так просто забыть то подавленное, угнетенное состояние, которое многие месяцы постоянно владело им. И причина такого настроения была не только в полной материальной неустроенности, и даже не в том, что его произведения не интересовали ни одно музыкальное издательство. Тяжким грузом лежал на нем тогда разрыв с отцом, не желавшим смириться с его твердым намерением посвятить себя всецело музыке, композиции.

В середине лета 1822 года пришло долгожданное примирение. Оно взволновало его настолько, что в одну из бессонных ночей он даже написал рассказ, в котором поведал обо всех переживаниях последних лет. Проходило время, но вычеркнуть из памяти все, что произошло между ним и отцом, он не мог. И не случайно, что когда он принялся за новую симфонию, ее внутренним содержанием стало то, что мучило его все эти годы и о чем он рассказал на страницах дневника.



“Любовь и страдания раздирали мою душу…” - эти слова из его дневниковой записи можно было смело поставить эпиграфом к симфонии. Его музыка должна была рассказать и об изгнании из родного дома, и о его борьбе за право стать музыкантом.

Он писал ее, и в каждой фразе, во всех ее темах, таких же ярких, выразительных и мелодичных, как его песни, слышались отголоски угнетавших его прежде переживаний.

Так в короткий срок - всего за два осенних месяца - появились две части симфонии. Затем он принялся за продолжение симфонии и даже вчерне набросал Скерцо. И пожалуй, именно тогда вдруг явственно понял, что в двух написанных частях, собственно говоря, выразил уже ВСЕ! Он почувствовал это прежде всего в том, что две завершенные части не походили на начальные разделы “классической” четырехчастной симфонии. Чуть грустную и тревожную первую часть как бы уравновешивала поэтичная, но несколько более мужественная и спокойная вторая, оставлявшая ощущение законченности всего произведения.

Вот только кончалась симфония несколько иначе, чем ее литературный прообраз. Хотел он этого или нет, симфония запечатлела лишь печальную сторону всей истории. “Счастливого конца”, которым венчался его рассказ, не получилось.

Считая симфонию абсолютно законченной, Шуберт вскоре преподнес ее партитуру в дар “Штирийскому музыкальному союзу” - в надежде, что она будет исполнена.

Мечта Шуберта не сбылась - он так никогда и не услышал си-минорную симфонию и не узнал о ее поразительной судьбе.

Вероятно, композитор был бы весьма удивлен, если бы узнал, что это сочинение открыло новую эпоху в истории симфонической музыки, что это первая западноевропейская романтическая симфония.



Но как он мог это узнать, если партитура си-минорной симфонии была впервые обнаружена спустя 37 лет после его смерти, в 1865 году, а архиве его друга А.Хюттенбреннера, не передавшего ее союзу музыкантов, а спрятавшему у себя!

Две найденные части были незамедлительно признаны “неоконченной симфонией”, и слово “Неоконченная” навсегда закрепилось за этим произведением, став как бы его названием”.

6. Какой теме принадлежит особая роль в 1 части? Докажи.

7. Определи сходство и различие между Главной и Побочной партиями. Сравни тему побочной партии с заключительной частью. Чем примечательно фактурное изложение тем Главной и Побочной партий?

8.. Чем необычно сонатное аллегро 1 части симфонии си-минор?

II.1. Выпиши в тетрадь краткие сведения о Г.Берлиозе.

2.Какой вклад в развитие симфонической музыки внес этот композитор?

3.Верно ли, что Берлиоз был подлинным мастером оркестра, новатором в области музыкальной формы и гармонии? Докажи.

4.Чем необычна “Фантастическая симфония”? Какой подзаголовок она имеет?

5.Вспомни историю создания “Фантастической симфонии”. Можно ли назвать ее автобиографичной?

6.Сравни строение “Фантастической симфонии” с классическими симфониями.

7.Сравни “Фантастическую симфонию” с “Неоконченной симфонией” Шуберта и ответь, в связи с чем у романтиков изменилась традиционная форма сонатно-симфонического цикла?

8.В какой части этой симфонии впервые в симфонической музыке звучит бытовой вальс?

III. 1.Каков вклад Ф.Листа в симфоническую романтическую музыку?

2.Охарактризуй симфоническую поэму Листа “Прелюды”.

3. Вставь пропущенные слова:

Примером принципа развития темы, в котором из единого тематического зерна вырастает большое, насыщенное глубоким философским смыслом ___________________, может служить симфоническая ___________ Листа “______________”.

…В таинственно блуждающих звучаниях вступления “величавого, но неопределенного, несколько туманного как утренний свет, когда денница едва забрезжила на горизонте”, зарождается основная _______- образ.

Постепенно расширяется диапазон, усиливается ________________ - и вот уже преображенная, торжественная, могучая, как солнце, разорвавшее пелену предутреннего тумана, возвещает она о гордом могуществе человека. В его жизни наступила пленительная пора любви. Лирический образ любви вырос из интонаций той же главной темы-образа. Она преобразилась, стала полнозвучнее, шире, гибче, мягче.

Мятущейся, искаженной нечеловеческими усилиями _____________ с внезапно налетевшей бурей, которая стремится разогнать “восторженные мечты “ юности, разрушить счастье человека, - мелькает знакомая нам __________ в средней ________ поэмы. Оркестр бурлит, клокочет. “Грозные звуки растут, растут до размеров ужасающих, до неистовых порывов урагана”. Стихает постепенно буря.

“Душа глубоко уязвленная, по окончании этих смертоносных бурь, ищет приюта и успокоения в тихой сельской жизни”, - говорит ________ в программе своих “_____________”. Спокойствием, просветленным умиротворением дышит мелодия, выросшая из той же_______________ темы. Как воспоминание о былом счастье, как предвкушение грядущего покоя звучит она среди пастушьих свирельных ______________.

Но вот откуда-то доносится призывная фанфара трубы - и человек без сожаления покинув безмятежный сельский уют, мчится навстречу новым жизненным бурям и невзгодам. Любовь, покой - все отдаст он ради счастья борьбы.

Победными звучаниями, маршевой помпезностью проникнут музыкальный _________, прошедший, казалось бы, все стадии своего преображения - от смутных, но величавых очертаний во вступлении до облика, искаженного порывами жизненных бурь и _____. И словно возродившись заново, закаленный в борьбе, встает образ гордого , торжествующего победу человека. ( А.Серов)

IV. 1.Что тебе известно об А. Дворжаке? (выпиши краткие сведения о нем в тетрадь)

2. Сколько симфоний сочинил этот чешский композитор?

3. Какая его симфония самая известная? О чем говорит ее название? Является ли оно программным?

4. Определи тип симфонизма этой симфонии.

5. Выбери правильный ответ:

а) симфония состоит из двух частей ... 1.Дворжак Симфония “Из Нового Света”

б) в финале симфонии звучат солисты, хор, оркестр

в) симфония состоит из 5 частей, каждая их которых 2.Григ Концерт для ф-но с оркестром

имеет программное название

г) всю симфонию пронизывает “мотив судьбы” 3. Лист “Прелюды”

д) симфония начинается с медленного вступления 4.Берлиоз “Фантастическая симфония»

виолончелей и контрабасов

е) произведение начинается с тремоло литавр 5.Шуберт “Неоконченная симфония»

ж) особый жанр романтического симфонического

произведения, в котором цикл сжат до одной части 6.Бетховен Симфония № 9

з) главная партия симфонии - элегически задушевна 7.Бетховен Симфония № 5

мелодия гобоя и кларнета, которая словно парит на 8.Гайдн Симфония Ми бемоль мажор

фоне трепетного аккомпанемента струнных

и) две симфонии, вторые части которых написаны в

форме двойных вариаций

к) симфония, навеянная впечатлениями о новой стране, ее

истории

6.Стрелками соедини названия симфоний с их авторами:

“Фантастическая симфония” Й.Гайдн

“Симфония с тремоло литавр” В.А.Моцарт

“Героическая симфония” Л. ван Бетховен

“Прощальная симфония” Ф.Шуберт

“Пасторальная симфония” Г.Берлиоз

Симфония “Юпитер” А. Дворжак

“Неоконченная симфония”

Симфония “Из Нового Света”

“Детская симфония”

7. Определи названия и авторов следующих фрагментов:

НОВОЕ В ОПЕРНОМ ЖАНРЕ


sbor-prob-dlya-kultivirovaniya-virusov.html
sbor-rekuperativnogo-tormozheniya-na-s-soedinenii.html
    PR.RU™