РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

В дошкольном возрасте у детей возникает и формируется один из основных психических процессов - воображение (своеобразное творческое отношение к действительности), способность создавать на основе прошлого опыта новые представления, позволяющие планировать будущие действия.

Экспериментальные исследования показывают, что видимое богатство детской фантазии вместе с тем есть проявление слабости критической мысли ребенка, неумение отличить возможное от невозможного.

По сравнению со взрослыми бедное однообразное, неустойчивое, меньше творческих элементов.

Образы воображения очень конкретны, наглядны, имеют недостаточно обобщенный характер.

Характерны - яркость, большая эмоциональность.

Замыслы неустойчивы.

Воображение зависит от внешней деятельности, на основании которой сформировалось.

Колебание между реальным и вымышленным. Дошкольник еще не чувствует меры допустимого отрыва от действительности в своих выдумках или сказках, где как будто всевозможно. Однако, А.В. Запорожец показал, что у 5- 6 летних детей какой-то предел невероятного все же существует. Об этом говорят многочисленные факты двойственного отношения дошкольника к хорошо знакомому человеку, одетому волком, Дедом Морозом или Василисой Прекрасной.

Помимо познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну - эффективно - защитную роль, предохраняя растущую и легкоранимую, еще слабо защищенную личность ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и душевных травм. Она выражается в том, что через воображаемую ситуацию могут происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное символическое разрешение конфликтов, которые трудно снять реальным практическим действием.

Младший дошкольный возраст.

На 2 году жизни появляются подражательные игры, но они не включают элементов фантазии.

Зачатки воображения на 3 году, когда ребенок в игре замещает предметы при этом называет эти предметы. Но оно слабо и является пассивным воссоздающим

Только воссоздающее воображение. Содержание образов воображения чаще всего обусловлено характером образов воспринимаемых предметов.

Элементы замысла носят преимущественно эмоциональный и мало расчлененный характер (замысел- желание).

Внешняя деятельность (игра, труд, рисование, строительно- конструктивная деятельность) является возбудителем воображения и необходимой предпосылкой воссоздания образа.

Речь часто является как бы аккомпонентом деятельности . в ходе которой создаются образы воображения (игра, рисование).



Ребенок не всегда может отличить возможное от не возможного.

Процесс воссоздания образов осуществляется на основе непосредственного восприятия отдельных предметов или картинок, при этом в рассказах детей о предметах и по картинкам отсутствует сюжет, несвязность создаваемых образов.

Старший возраст.

Появляется творческое воображение. Увеличивается возможность "отлета" от чувственных данных: образы воображения начинают носить творческий характер.

Замыслы более продуманные, логически расчлененные (замысел- план).

В старшем возрасте речь может приобретать значение самостоятельного средства создания образов воображения (рассказывание, составление сказок). Из-за своей эмоциональности дети часто присочиняют к сказкам счастливый конец (Стрекоза и муравей).

Отчетливо обнаруживается реалистичность образов воображения.

Воображение, из непосредственного, постепенно превращается в опосредованное, причем, основным средством овладения им со стороны ребенка, как показал в свое время А.В. Запорожец, модельные представления и сенсорные эталоны.

В связи с развитием произвольного воображения формируется творческое воображение.

Происходит развитие обеих функций воображения: познавательно-интеллектуальной и аффективно- защитной.

В развитии воображения можно выделить следующие этапы:

1 этап -2,5- 4 года. Воображение как непосредственная, непроизвольная реакция начинает превращаться в произвольный, опосредованный знаками процесс и разделяется на познавательное и аффективное. Первое формируется благодаря отделению предмета от образа и обозначению последнего с помощью слова. Второе складывается в результате образования и осознания ребенком своего "Я", его внутреннего отделения от других людей и совершаемых им самим поступков. Такая двойственность воображения связана с двумя психологическими новообразованиями раннего детства- возникновение наглядно- действенного мышления и выделение личностного "Я".



Важнейшая особенность этого этапа состоит в отсутствии предварительного планирования воображаемого действия. Поэтому у ребенка появляется сначала рисунок, а потом ее обозначение.

2 этап - 4- 5 года. Появляется способность планировать воображение. Ребенок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его "Я" (рассказы- фантазии детей о себе как об обладающих особо выраженными положительными качествами.

3 этап - начинается в 6-7 лет. Аффективное воображение направлено на снятие психотравмирующих воздействий. Развивается способность снять возникшее эмоциональное напряжение через механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные и нравственно неприемлемые качества начинают приписываться другим людям, а так же предметам и животным. К 6- 7 годам развитие аффективного воображения достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять себя и жить в воображаемом мире. Аффективное воображение без достаточного изживания травмы может привести к патологическим застойным переживаниям или к аутизации ребенка, к созданию замещающей воображение жизни.

Познавательное воображение на этом этапе претерпевает качественные изменения, дети не только передают переработанные впечатления , но и начинают искать приемы для их передачи. Впервые появляется целостное планирование, когда ребенок вначале строит план действий, а затем последовательно его реализует и корректирует по ходу выполнения.

Познавательное воображение имеет тенденцию к угасанию. Говоря о воображении, следует указать на опережающий характер его развития в сравнении с мышлением. Это значит, что мышление развивается на основе воображения.

Исследования показывают, что задержанные в своем речевом развитии дети оказываются чрезвычайно отсталыми и в развитии своего воображения. Дети речевое развитие которых идет по уродливому пути как скажем глухие дети, являются детьми с чрезвычайно скудными формами воображения.

Задержка в развитии речи- знаменует задержку развития воображения.

3 компонента функции воображения.

Предметная среда

Прошлый опыт

Внутренняя позиция.


read-the-article-prepare-a-short-talk-for-the-rest-of-the-class-with-strategies-and-suggestions-to-help-students-manage-their-time-better.html
read-the-conversations-and-talk-to-your-partner-in-the-same-way.html
    PR.RU™