Развитие в себе архетипа Артемиды

Женщины, соответствующие типу Артемиды, сразу же узнают свое сходство с этой богиней. Другие могут испытывать желание познакомиться с ней. Есть женщины, знающие о существовании в себе Артемиды и ощущающие потребность в том, чтобы она стала более значимой частью их природы. Как мы можем развивать в себе Артемиду, усиливать ее архетип? И как помочь пробуждению Артемиды в наших дочерях?

Иногда, для того чтобы пробудить в себе архетип Артемиды, нужны поистине решительные меры. Приведу пример. Одна талантливая писательница, для которой работа значила очень много, тем не менее, забывала о ней всякий раз, как только на горизонте появлялся очередной мужчина. Сначала присутствие мужчины в ее жизни пьянило ее. Потом она вообще не могла без него обходиться. Ее жизнь вращалась вокруг этого мужчины, и чем больше он к ней охладевал, тем больше она сходила по нему с ума. Однажды подруга сказала ей: "Ты попросту помешана на мужчинах". Тогда она поняла, что ей придется заречься иметь дело с мужчинами, если она хочет добиться успеха в литературе. Она поселилась за городом и стала развивать в себе Артемиду, работая в одиночестве и лишь время от времени навещая старых друзей.

Женщина, рано вышедшая замуж, часто сразу же переходит от роли дочери (архетип Персефоны) к ролижены (архетип Геры) и нередко открывает для себя Артемиду лишь после расторжения брака, когда впервые в жизни остается в одиночестве. В такой момент она может ощутить невиданную доселе свободу и обнаружить, что и сама в состоянии хорошо проводить время. Она будет находить удовольствие в утренних многокилометровых пробежках или в участии в женской группе поддержки.

Женщина с чередой любовных связей в прошлом, которой кажется, что она ничего не стоит без мужчины, сможет пробудить в себе Артемиду только после того, как "поставит на мужчинах крест" и всерьез решит, что скорее всего никогда не выйдет замуж. Набравшись храбрости посмотреть в лицо такой возможности, она будет жить в окружении друзей и поступать так, как ей заблагорассудится. Архетип Артемиды даст ей возможность обрести удовлетворение в ощущении собственной самодостаточности.

Артемида пробуждается в женщинах не только благодаря первозданной природе. То же самое происходит, когда наши дочери соревнуются в различных видах спорта, отправляются в лагеря для подростков, путешествуют и уезжают на учебу в другие страны в рамках программ студенческого обмена.



Женщина-Артемида

Качества Артемиды проявляются в девочках в самом раннем возрасте. Обычно маленькая Артемида активна и всецело поглощена изучением новых предметов. Об этой ее способности фокусировать внимание на том, что ей интересно, люди часто высказываются так: "Насколько же она сосредоточена – в двухлетнем-то возрасте" или "Думай, прежде чем что-то ей пообещать. У нее великолепная память, она ничего не забывает". Побуждаемая Артемидой к исследованию новых территорий, девочка выбирается из детской кроватки или покидает площадку для игр и отправляется в "большой мир".

Артемида уверена в своих побудительных мотивах и жизненных принципах. Она защищает слабых и первой готова произнести: "Это несправедливо!" Артемиды-девочки, воспитываемые в семьях, где предпочтение отдается сыновьям, не могут с этим смириться. Они не воспринимают подобную несправедливость как "данность". Часто в младшей сестре, требующей равенства со своими братьями, можно различить будущего борца за права женщин.

Родители

Родители женщины, уверенно идущей собственным путем, удовлетворенной собой как личностью и радующейся тому, что она – женщина, иногда подобны Лето и Зевсу. Они точно так же, как эти боги, способствуют воплощению в жизнь потенциала Артемиды, который таится в их дочери. Женщине-Артемиде, чтобы успешно конкурировать с мужчинами и достигать своих целей без конфликтов, очень важно отцовское одобрение.

Многие отцы, подобно Зевсу, оказывают поддержку своим дочерям. Иногда их "волшебные дары" неосязаемы – это могут быть общие интересы, взаимопонимание, сопереживание. Иногда такие "дары" вполне вещественны. Знаменитую чемпионку по теннису Крис Эверт тренировал ее отец – теннисист-профессионал Джимми Эверт. Он подарил дочери теннисную ракетку, когда ей было всего пять лет.

Если дочь-Артемида родилась в семье, далекой от патриархальных ценностей и потому не имеющей соответствий в греческой мифологии, ее детство не слишком похоже на жизнь на вершине Олимпа. Если оба родителя в равной степени разделяют заботу о детях и домашние обязанности и при этом каждый из них занят собственной карьерой, они становятся образцом для своей дочери-Артемиды. Однако подобные качества плохо совмещаются с материнством и близкими отношениями.



Проблемы возникают, когда родители критикуют Артемиду в своем ребенке, поскольку она не соответствует их представлениям о том, какой должна быть дочь. Мать, которая хотела бы иметь послушную, льнущую к ней девочку, но вынужденная заниматься воспитанием активного, отвергающего любые ограничения ребенка, может почувствовать разочарование и ощутить, что ее не принимают. Она ожидает, что дочь будет следовать за ней по пятам и слушаться ее беспрекословно, поскольку "мама знает лучше", однако эти надежды не оправдываются. Еще в трехлетнем возрасте маленькая "мисс Независимость" не хочет оставаться дома с мамой, а предпочитает играть со старшими детьми, забросив кукол. И она не желает носить платья с оборками и радовать маминых подруг своим образцовым поведением.

Позднее Артемида может натолкнуться на противодействие, когда захочет сделать что-либо без родительского разрешения. Если ей лишь потому, что "ты же девочка", не позволено делать то, что разрешено мальчикам, она может разреветься в знак протеста. А если не помогает и это, она удаляется в негодовании. Подобные конфликты лишают ее уверенности в себе, особенно если она подвергается уничижительной критике со стороны отца, который "хотел бы видеть в ней юную леди" и в то же время ни во что не ставит ее способности и честолюбивые устремления.

Я знаю из собственной практики, каковы последствия подобного отношения отцов к своим дочерям-Артемидам. Обычно дочь повинуется, однако в душе испытывает боль. Так формируется модель поведения, в основе которой лежит глубокая неуверенность. В дальнейшем, следуя этой модели, женщина будет действовать вопреки собственным интересам. Ее наихудшим врагом становится сомнение в себе. Даже те, кто в юности, как могло показаться, успешно сопротивлялись попыткам ограничить их честолюбивые устремления, тем не менее оказывались травмированы непониманием родителей. Если женщина живет с ощущением, что она не соответствует идеалу своего отца, она колеблется и не может принять нужное решение, когда в ее жизни появляются новые возможности. Ее достижения меньше того, на что она способна. Даже преуспевая, она все равно ощущает свою неполноценность. Подобные личностные дефекты возникают там, где отдают предпочтение сыновьям, а от дочерей ожидают чисто женских стереотипов поведения.

Одна женщина-Артемида, посещавшая мой семинар, высказалась так: "Моя мать хотела иметь Персефону (податливую маленькую маменькину дочку), отец хотел сына, однако у них появилась я". Некоторые матери критикуют своих дочерей-Артемид, поскольку те преследуют чуждые им цели. Однако негативное отношение со стороны матери наносит куда меньший вред, чем отцовская критика, ибо в глазах Артемиды отец обладает гораздо большим авторитетом.

Вот другая типичная трудность во взаимоотношениях матери с дочерью-Артемидой. Артемида полагает, что ее мать пассивна и слаба. Если мать переживала периоды депрессии, злоупотребляла алкоголем, разводилась с мужем, рожала в юном возрасте, дочь-Артемида, описывая свои взаимоотношения с ней, обычно говорит: "родителем была я". В ходе дальнейшей беседы выясняется, что воспоминания о слабости матери и мысли о том, что она сама не располагала тогда достаточной силой, чтобы как-то изменить ситуацию, причиняют дочери-Артемиде сильную душевную боль.

Если богиня Артемида всегда выручала собственную мать, попытки дочерей-Артемид спасти своих матерей обычно не приносят успеха.

Архетип богини-девственницы в дочери-Артемиде усиливается вследствие недостатка уважения к слабой матери. Стараясь не быть похожей на мать, она всеми силами пытается избавиться от своей дочерней привязанности, скрывает собственную ранимость и прежде всего стремится к независимости.

Когда дочь-Артемида испытывает недостаток уважения к матери, которая ограничивает свою жизнь традиционными женскими ролями, она оказывается в ловушке. Отвергая отождествление с матерью, она отвергает и то, что принято считать женским началом – мягкость, восприимчивость, стремление к замужеству и материнству, – расплачиваясь за это досадным ощущением своей неадекватности как женщины.

Отрочество и юность

В подростковом возрасте дочь-Артемида демонстрирует врожденное стремление к состязанию, проявляя присущие ей упорство, смелость, волю к победе. Для достижения какой-либо цели она уже в этом возрасте вполне способна к самоограничению. Она может совершать длинные пешие прогулки, карабкаться на скалы, спать на открытом воздухе, скакать верхом на лошади, рубить топором дрова для костра или становится столь же искусным стрелком, как сама Артемида. Архетип Артемиды-подростка олицетворяет героиня классической киноленты "Национальный бархат".

Артемида-подросток – девочка, которая стремится к независимости и склонна к исследованиям. Она отважно углубляется в леса, лазает по горам и хочет знать, что находится на соседней улице. Ее лозунги – "Не ограничивайте меня" и "Не давите на меня". В отличие от многих своих сверстниц она не любит приспосабливаться и неохотно идет на компромиссы, поскольку обычно знает, чего хочет, и не думает о том, нравится это кому-то или нет. Иногда такая уверенность в себе оборачивается против нее самой: другие люди могут считать ее упрямой и нахальной.

Девушка-Артемида, покидающая родительский дом ради учебы в колледже, испытывает радостное оживление. Она ощущает свою независимость и готова принять вызов, который бросает ей жизнь. Обычно она находит какую-нибудь родственную душу, чтобы "бежать вместе".

Если она в хорошей физической форме, то может совершать ежедневные длительные пробежки, упиваясь ощущением собственной силы и грации и наслаждаясь состоянием особой ясности сознания, которая появляется во время бега. (Я еще не встречала женщину, способную пробежать марафонскую дистанцию и не обладающую при этом мощной устремленностью Артемиды, которая обеспечивает столь необходимое для бега сочетание сосредоточенности на цели, воли и духа соперничества.) Мы также видим Артемиду в несущихся вниз по снежному склону лыжницах, чье физическое и психологическое состояние таково, что трудности их лишь подстегивают.

Работа

Женщина-Артемида вкладывает много усилий в свою работу. Конкуренция и соперничество ее только подзадоривают. Нередко она выбирает профессию юриста или же устраивается на иную работу, где может оказывать помощь другим людям.

Свой бизнес она, как правило, начинает с выпуска продукции, которую считает несомненно полезной, в творчестве чаще всего выражает свое подчеркнуто личное видение мира, а в политике посвящает себя борьбе с загрязнением окружающей среды или отстаивает права женщин. Слава, власть и деньги могут прийти к ней, если сфера деятельности, в которой она достигает успеха, престижна и в ней существуют свои награды.

В то же время интересы многих женщин-Артемид часто далеки от какой-либо коммерции, не совместимы с карьерным ростом и не обеспечивают ни славы, ни солидного счета в банке. Они идут непроторенными путями, преследуя цели, непонятные большинству, и при этом не успевают ни установить близкие отношения с людьми, ни добиться успеха в жизни.

Защитница проигравшей стороны, непонятый реформатор, "глас вопиющего в пустыне", на который никто не обращает внимания, представительница "чистого", некоммерческого искусства – все это Артемида (впрочем, в последнем случае к Артемиде присоединяется Афродита, с ее влиянием на творчество и акцентом на субъективных переживаниях).

Поскольку женщина-Артемида нетрадиционна, не исключено, что она рано или поздно окажется в конфликте с собой или с другими. Случается, что желания Артемиды не соответствуют ее возможностям, например, если родители считают ее устремления неподобающими. Если женщина-Артемида была "рождена слишком рано", препятствия на ее пути могут оказаться неодолимыми, и тогда дух Артемиды будет в ней сломлен.


reabilitaciya-pri-endoprotezirovanii.html
reabilitaciya-sredstvami-fizicheskoj-kulturi.html
    PR.RU™