Развитие сущностных сфер человека

Становление личностного в человеке предполагает усвое­ние системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека — интериоризация — ведет к превращению общечеловеческих ценно­стей в высшие психические функции индивидуальности.

Основная задача педагога — помочь ребенку в его разви­тии, и вся гуманистическая педагогическая практика дол­жна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущ­ностных человеческих сфер ребенка.

В дальнейшем мы используем описание сущностных сфер, предложенное О. С. Гребенюком.

Наиболее перспективной моделью воспитания представ­ляется та, которая вычленяет социальные (познавательный, поведенческий и др.) аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, солидарность, любовь, представления о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя). В ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые выступают основаниями нравственных оценок. Благодаря им регулируется и организуется поведение и деятельность личности. Но можно ли в воспитании личности ограничиться развитием только интеллектуальной сферы? Дело в том, что формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно осо­бый. Он отличается от усвоения знаний, умений и способов действий. Ведь здесь речь идет о таком усвоении, в резуль­тате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь этого простым усвоением нельзя. Поэтому следу­ет подумать, что необходимо формировать в рассматривае­мом аспекте в мотивационнои сфере.

В мотивационнои сфере целесообразно формировать пра­вомерность и обоснованность отношения к моральным нор­мам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правди­вость; нравственные установки; цели жизни; смысл жиз­ни; отношение к своим обязанностям, потребность в «дру­гом», в контакте с себе подобными. Развитие названных элементов мотивационнои сферы являются главной движу­щей силой формирования и развития личности. Но при этом необходимо формировать не так называемые знаемые мо­тивы, а реально действующие. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, — не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения, а в резуль­тате переживания, или проживания. Этот процесс происхо­дит только в реальной жизни человека, когда он сопровож­дается эмоциями. Поэтому развитие мотивационнои сферы никогда не происходит без подключения к нему эмоцио­нальной сферы.



В эмоциональной сфере необходимо формировать харак­тер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов, — жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требователь­ность и доброту. Объяснение этому положению дали пси­хологи: тот предмет (идея, цель, отношение), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Если общение с взрослым идет плохо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит. Это говорит о том, что личность выбирает тот способ удовлетворения своих потреб­ностей в общении и деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям. Она овладевает и своими потребно­стями, и своими чувствами, а не влечется за ними. И здесь важное для индивида место занимает воля. Личность, по Д. Н. Узнадзе, начинается там, где она соотносит свои по­требности не с ситуацией ее удовлетворения, а с другими людьми, когда она проявляет волю для управления своих потребностей и чувств.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: муже­ство, смелость, принципиальность в отстаивании нрав­ственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пой­дет личность ради достижения целей. Принятие реше­ний — это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активнос­ти, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициати­ва, требовательность к себе суть особые качества личнос­ти, возникающие на волевой основе. Поэтому психологи от­мечают, что именно в той деятельности, за осуществление которой индивид целиком берет на себя ответственность, происходит развитие личности. В то же время личность мо­жет проявлять активность в ситуации, когда деятельность или общение не отвечают ее мотивам и чувствам: в ситуа­циях неуспеха, неподкрепления. В этих случаях вступает в действие сфера саморегуляции, когда в качестве оцени­вающего выступает сам субъект и параметры оценки яв­ляются субъективными.



В сфере саморегуляции необходимо формировать нрав­ственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с други­ми, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др. Са­морегуляция осуществляется в соответствии с известной формулой С. Л. Рубинштейна о преломлении внешнего че­рез внутреннее: саморегуляция осуществляется как систе­ма внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач. В процессе саморегуляции раскрывается организация ак­тивности субъекта, ее системный характер. Саморегуляция, по мнению К. А. Абульхановой-Славской, есть следствие не обособленности и замкнутости субъекта деятельности, а не­обходимости целостным образом соотносить свои действия с действиями других, с поставленными задачами и событи­ями. В этом случае начинается увязка условий деятельнос­ти (общения) и возможностей самого субъекта, устанавли­вается единство познавательных, чувственных, смысловых, мотивационных и волевых моментов. Но все это должно под­крепляться индивидуальными способностями личности.

В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, проявление честного и добросовестного отношения к действительнос­ти; умение оценить нравственность поступков; умение оце­нить поведение современников с точки зрения моральных норм. Психологи отмечают, что не всякая деятельность раз­вивает способности и не все возникшие способности при­водят к развитию личности в целом. Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выра­жает ее готовность к овладению определенными видами де­ятельности и к их успешному осуществлению. Способ этот в свою очередь зависит от сформированное™ экзистенци­альной сферы.

В экзистенциальной сфере требуется формировать созна­тельное отношение к своим действиям, стремление к нрав­ственному самосовершенствованию, любовь к себе и дру­гим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали в себе. Эта сфера помогает человеку вступать в определен­ные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями. Пози­ции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциаль­ной сферы. Эта сфера выполняет функцию отбора идей, позиций, взглядов и ценностных ориентации. Среди целей развития этой сферы немаловажными являются: обеспечение развития позитивной Я-концепции и самоуважения; развитие чуткого уважения к людям; формирование навыков социального взаимодействия; формирование признаков пло­дотворной ориентации.

Таким образом, уровень интеллектуального развития и развитие других сфер определяет границы воспитатель­ных воздействий. В данном отношении индивидуальность является фундаментом воспитания личности. Данный под­ход заключается в соотношении, в интеграции индивиду­ального и социального. Если во всех сферах индивидуаль­ности развивать вычлененные компоненты социального облика человека, то процесс воспитания личности будет и эффективным, и результативным.


razvitie-yazikovoj-sposobnosti.html
razvitie-zakonodatelstva-o-grazhdanstve-rossijskoj-federacii.html
    PR.RU™