Развитие стрессоустойчивости

Как было показано выше, подростки различаются фактором стрессоустойчивости, т.е. дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность значительно более устойчивы к наркотикам, чем дети, не умеющие этого делать. Данное личностное качество может быть сформировано психологическими средствами и служить целям наркопрофилактики.

Стресс можно определить как состояние организма и личности, возникающее в результате несоответствия между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность, шоковыми реакциями и т.д. Стрессоустойчивость включает в себя два аспекта: психофизиологический (характеристики нервной системы) и психологический ( умение справляться со стрессом). Стресс- это прежде всего напряжение, как психическое, так и физиологическое, а умение справляться со стрессом- это и есть сознательный выбор адекватных способов снятия напряжения.

Возрастание напряжения обусловлено, главным образом, сферой межличностных отношений, поскольку она непосредственно связана с тем, как индивида оценивают другие, а расхождение в оценках, данных индивидом самому себе и данных ему другими, являются важным "генератором тревожности". Таким образом, возникновение напряжения связано с восприятием угрозы своему Я как целостной системе.

Поэтому стрессоустойчивость у подростков может быть повышена путем увеличения собственных степеней личностной свободы (ролей) через присоединение к своему осознанному Я еще множества других Я- образов, в том числе и тех, которые изначально не принимались подростком.

Цель: Выработка психотехник устранения, видоизменения, ослабления стрессовых переживаний.

Задачи:

· Работа с защитными механизмами

· Психодраматическое переживание чувства вины

Основные вопросы, которые можно обсудить на данной сессии:

ü Ситуация выбора как стресс

ü Поиск источника возможностей

ü Что ты делаешь, когда себе не нравишься?

ü Какова ценность приобретения опыта в проблемной ситуации?

ü Расскажи, что будет, если тебя не будет?

ü Я не умру потому, что...

ü Я умру потому, что...

ü Как ты живешь, когда действительно живешь?

Работа с внушаемостью

Внушаемость можно определить как склонность личности к восприятию информации без критики. Она зависит от многих причин, и одной из центральных является несостоятельность Я- концепции.



Если представить обобщенный образ Я как соединение множества частных образов Я, то можно предположить следующее: рисуя картину себя в процессе своего развития, подросток, не осознавая или не принимая какую- либо информацию о себе, оставляет, таким образом, "белые пятна" в картине Я, которые требуют заполнения. И тогда под действием других факторов внушаемости происходит "закрашивание" этих "белых пятен" в своей картине. Критичность- это способность осознанно и рационально воспринимать и оценивать "послания" из внешнего мира. Это способность не быть конформным и негативистом одновременно. Это устойчивость к групповым влияниям (просьбам, уговорам, приказам и т. д.), свобода от установок, в т. ч. иррациональных (они прививаются нам социумом и являются неосознаваемыми источниками наших внутриличностных конфликтов), стремление быть независимым и способность быть не таким как все. Критичность зависит от уровня развития интеллекта, эмоционального и психического состояний, социального статуса и степени коммуникативной компетентности.

Подростки, имеющие опыт употребления наркотиков, часто зависят от других людей, которые за них "закрашивают" дефекты их картины Я, и краской зачастую служит наркотик.

Цель: осознание причин зависимости

Задачи:

· Работа с иррациональными установками

· Проработка мифов о наркотиках и наркоманах

Проблемы:

ü Внушаемость как защитный механизм

ü Надо уметь говорить "нет" не только окружающим, но и себе

ü Я имею право на то, за что несу ответственность

ü Иррациональные установки как база для развития личностной характеристики – внушаемости

ü Я должен суметь сделать то, что я хочу

ü Кому и сколько я должен?

ü От кого я завишу? От чего я завишу? Почему я завишу?


razvitie-vospriyatiya-usloviya-adekvatnogo-vospriyatiya-okruzhayushego-mira.html
razvitie-vremennih-predstavlenij-o-edinicah-izmereniya-vremeni.html
    PR.RU™