Развитие способности познавать себя

Познание себя как личности начинается у ребенка с установления физи­ческого контакта с окружающим миром через все органы чувств. Развитие лич­ности ребенка — это осознание самоценности человеческой жизни, это разви­тие его доверия к жизни. В школе, среди других детей, ребенок учится познавать себя. Отношение к нему педагогов, всего обслуживающего персонала строит­ся на основе доверия, и в этой атмосфере ребенку легко чувствовать себя лич­ностью, которая воспринимается всеми всерьез.

У новорожденного познание окружающего мира начинается с познания своего тела. Через тело маленький человек общается с миром и таким образом познает его. Осознание единства частей тела, их функций, развитие чувства равновесия приводит к тому, что у ребенка растет чувство уверенности и неза­висимости, он получает возможность контроля над своим телом, что очень важ­но для восприятия себя не как беспомощного существа, а как человека, спо­собного реализовать свои желания (самостоятельно или с помощью других). Большое внимание следует уделять развитию дифференцированного воспри­ятия. Необходим особый подбор раздражителей, особенно для «тяжелых» де­тей. Они должны быть четкими, достаточными для возникновения ощущений. При подготовке к занятию педагогу необходимо учесть все факторы, которые могут стать раздражителями для ребенка.

Чувствовать положение тела в пространстве, учиться сохранять равновесие возможно через контакт с человеком и различными предметами.

Познание целостности тела может происходить через знакомство с его час­тями на человеке, кукле, картинке, через различные действия с ними (напри­мер, подергать, погладить, расчесать волосы), а также через действия, произ­водимые ими (например, кисть руки может держать, бросать, захватывать и др.). Познание тела возможно также с помощью восприятия раздражителей и их соотнесения с органами чувств (зрительные, слуховые, тактильные, вкусо­вые, обонятельные ощущения).

Установление телесного, зрительного, речевого контакта — это начало вза­имодействия ребенка и взрослого. Первая реакция ребенка на прикосновение может быть очень разной (резко двигается, сжимается, бьет). Необходимо в ответ погладить, спокойно поговорить. Если барьер будет преодолен, ученик научится принимать помощь педагога, а затем и сам начнет помогать. Сначала контакт между педагогом и учеником может быть очень тесным, затем педагог постепенно должен давать ученику большую самостоятельность, постепенно отходить от него.



Часто развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не соответствует их возрасту, они не могут справляться со своим психофизичес­ким напряжением, определить и выразить свое состояние. Задача обучения в

этом случае — показать разницу между хорошим и плохим самочувствием, хо­рошим и плохим настроением. Объяснить, что для жизни важнее хорошее на­строение, на его фоне человек развивается лучше. Необходимо также учить детей чувствовать состояние других людей.

Формирование способности переживать различные настроения (печаль, радость, счастье, сочувствие) — это развитие индивидуальности. Задача педа­гога состоит в том, чтобы раскрыть перед учеником богатство чувств и пере­живаний. Это возможно сделать, показывая свой мир чувств, но не демонст­рируя их, а выражая естественно, ясно и однозначно. С проявлением чувств мы сталкиваемся постоянно, каждый раз они проявляются по-разному и от­крывают детям новые возможности для коммуникации: «Если у меня радость, я поделюсь ею с другими. Если у меня горе, мне нужно, чтобы меня утешили».

Умение эмоционально настраиваться на определенную ситуацию — одна из предпосылок успешного обучения навыкам общения. Умственно отсталый ре­бенок должен научиться чувствовать себя адекватно окружающей обстановке, переживать соответствующие настроения и чувства. Он должен научиться рас­познавать ситуации, приятные для себя в школе, дома, при взаимодействии с другими людьми в разной обстановке.

Часто дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не могут снять свое психофизическое напряжение сами. Оно накапливается. Результатом ста­новятся агрессивность, состояние аффекта, активные движения. Но эта ак­тивность не ведет к разрядке, она неконтролируема. Надо помочь ученику ос­вободиться от этого напряжения. Дети должны быть активны, но не под влиянием навязчивых стереотипных движений, а в свободной целенаправлен­ной деятельности, которая приносит радость и удовольствие.



Одной из причин напряжения является страх. Страх служит естественной реакцией на угрозу неприкосновенности. Страх может возникнуть перед бо­лезнью, операцией, перед социальной изоляцией (расставание, наказание, от­талкивание). У некоторых учеников чувство страха выражено слабо, у других — сильно. Это происходит оттого, что дети не в состоянии объективно анализи­ровать ситуацию. Часто ученики оценивают ситуацию как угрожающую, хотя для этого нет оснований.

Преодоление страха может достигаться на эмоциональном уровне через развитие доверия, приобретение чувства защищенности и уверенности в себе или на интеллектуальном уровне, когда происходит осознание, понимание си­туации.

Важно показать ученикам, что чувство страха — это обычное человеческое чувство, что необходимо уметь преодолевать страх, не бояться нового, неизве­стного.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в большинстве случа­ев остаются в состоянии удовлетворения лишь своих насущных потребностей. В процессе обучения важно добиваться того, чтобы ребенок осознанно отно­сился к своим потребностям, умел контролировать их. Одна из форм осознан­ной потребности — это желание. У детей должна быть развита способность реализовывать свое желание, уметь откладывать его реализацию на какое-то время, а также отказываться от него — в зависимости от складывающейся ситу-

ации. Ребенку необходимо учиться принимать отказ. Если он как личность умеет управлять своими желаниями, то конфликтных ситуаций будет меньше. Некоторым учащимся нужно научиться адекватно оценивать свои возмож­ности. Это важно, когда имеется органическое нарушение, которое может про­грессировать, если ученик душевно страдает от своего нарушения, если есть комплекс неполноценности. Педагог должен быть очень чутким, тактичным в этой ситуации, особенно по отношению к старшим учащимся. Умственно от­сталые дети оценивают свои нарушения субъективно. Эта оценка определяет­ся реакцией окружающих, несоответствием своих запросов действительности, умственными возможностями, психической чувствительностью, возрастом. В таких случаях необходимо дать ребенку почувствовать свою значимость, по­пытаться объяснить ситуацию, показать возможности выхода из нее.


razvitie-vnimaniya-prostranstvennoj-orientirovki.html
razvitie-vnutrennego-programmirovaniya-otdelnih-viskazivanij-glubinno-semanticheskogo-strukturirovaniya.html
    PR.RU™