Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова

Па-па Па-па Па-папа Папа-па Папа-па Ма-ма Ма-ма Ма-мама Мама-ма Мама-ма Та-та Та-та Та-тата Тата-та Тата-та Га- га Га-га Га-гага Гага-га Гага-га Ка-ка Ка-ка Ка-кака Кака-ка Кака-ка Ва-ва Ва-ва Ва-вава Вава-ва Вава-ва

Упражнения по отхлопыванию ритмического рисунка сло­ва проводятся на речевом материале в определенной последо­вательности, с выделением хлопком каждого слога в слове.

Речевой материал:

— двухсложные слова, состоящие из двух открытых сло­
гов — сало, мама, папа, лапа, рана, сани, сода, луна, рука, сыро,
весы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. п.;

— трехсложные слова из открытых слогов — панама, кана­
ва, минута, копыто, полено, монета, малина, лимоны,.колено,
калина, тополя и т. п.;

— односложные слова — мак, пук, кот, мох, ком, лев, Ким
и т. п.;

— двухсложные слова с одним закрытым слогом — каток,
веник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик, камыш
и т. п.;

— двухсложные слова с одним закрытым слогом и со сте­
чением согласных в середине слова — тыква, кофта, кепка,
танки, папка, утка, лента, ветка, туфли, окно, тапки, нитка,
вафли, копна и т. п.;

— двухсложные слова с закрытым слогом и стечением со­
гласных —компот, Павлик, стакан, кровать, клубок, медведь,
фартук и т. п.;

— трехсложные слова с закрытым слогом — котенок, пуле­
мет, теленок, самолет, сарафан и т. п.;

— трехсложные слова из открытых слогов со стечением со­
гласных —крапива, стаканы, красота и т. п.;

— трехсложные слова со стечением согласных и закрытым
слогом —памятник, светофор, автобус, пистолет, карандаш,
вертолет, цыпленок, конфета, котлеты, комната, калитка,
рубашка, подушка, ботинки и т. п.;

1 27


Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

— односложные слова со стечением согласных звуков в на­
чале или в конце слова — стол, стук, крот, сталь, гром, кнут,
клей, хлеб, враг, брат, слон, друг, куст, мост, волк, лист, танк,
тигр и т. п.;

— двухсложные слова со стечением согласных звуков в на­
чале и середине слова — ставни, спутник, кнопка, клетка, клум­
ба, кружка, смуглый и т. п.;

— четырехсложные слова из открытых слогов — кукуруза,
пуговица, черепаха, паутина, гусеница и т. п.

«Программой» определены следующие требования к рече­вому материалу:

— на первой ступени обучения (младший дошкольный воз­
раст) ребенку предлагается одновременное проговаривание и
отхлопывание ритмов односложных и простых двусложных
слов, состоящих из двух открытых, затем из открытых и за­
крытых слогов с ударением на гласные звуки [А], [У], [И, [О],
[Ы], а также трехсложных слов, в состав которых входят от­
крытые и закрытые слоги (за исключением трехсложных слов
с одновременным стечением согласных и закрытым слогом);



— на второй ступени обучения (средний дошкольный воз­
раст) дети отхлопывают ритмический рисунок слов в пред­
ложенной выше последовательности, за исключением слов,
состоящих из четырех слогов;

— на третьей ступени обучения (старший дошкольный воз­
раст) логопедическая работа по отхлопыванию ритмического
рисунка слова проводится в полном объеме согласно предло­
женной выше последовательности предъявления речевого ма­
териала.

Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение)

При развитии акцентной структуры слова учитывается сле­дующая последовательность предъявления речевого материала: 1. Двухсложные слова, состоящие из двух открытых слогов: а) с ударением на первом слоге: мама, папа, лапа, рана, сани, сало, сода, сыро, Соня, вата и т. п.;


Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова

б) с ударением на втором слоге: луна, рука, весы, коса, несу, оса, лиса, дыра и т. п.

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

а) с ударением на первом слоге: дерево, ягода, лошади, ку­
рица и т. п.;

б) с ударением на втором слоге: панама, канава, минута,
копыта, полено, монета, малина, лимоны, колено, калина, рези­
на и т. п.;

в) с ударением на последнем слоге: молоко, пироги, борода,
комары, сапоги и т. д.

3. Односложные слова: мак, кот, мох, сок, ком, лев, сук, зуб
и т. д.;

4. Двухсложные слова с одним закрытым слогом:

а) с ударением на первом слоге: веник, лошадь, тополь, Алик
и т. д.;

б) с ударением на втором слоге: каток, веник, петух, венок,
туман, лимон и т. д.

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине
слова:

а) с ударением на первом слоге: тыква, кепка, утки, иглы,
сушка, сумка, белка, цапля, зебра, лента, ветка, туфли, каска,
миска и т. д.;



б) с ударением на последнем слоге: окно, ведро, сырки, сук­
но, весна и т. д.;

6. Двухсложные слова с закрытыми слогами и стечением
согласных:

а) с ударением на первом слоге: фартук, мостик, зонтик,
Павлик и т. д.;

б) с ударением на последнем слоге: компот, карман, стакан,
кровать, клубок, медведь, сугроб и т. д.

7. Односложные слова со стечением согласных звуков в на­
чале слова: стол, стук, крот, гром, враг, брат, слух, слон, спор,
друг и т. д.

8. Односложные слова со стечением согласных звуков в кон­
це слова: куст, мост, волк, пост, наст, лист, танк, полк, тигр
и т. д.

9. Трехсложные слова со стечением согласных:


Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

а) с ударением на первом слоге: бабочка, комната, мыльни­
ца, девушка, бабушка и т. д.;

б) с ударением на втором слоге: конфета, котлета, рубаш­
ка, подушка, ботинки, улитка, ромашка и т. д.;

в) с ударением на последнем слоге: ветчина, колбаса, глу­
бина, кенгуру и т. д.

10. Четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов:

а) с ударением на первом слоге: пуговица, гусеница и т. д.;

б) с ударением на втором слоге: говядина, гадание, вязание,
дыхание, милиция и т. д.;

в) с ударением на третьем слоге: кукуруза, паутина, черепа­
ха, ежевика, одеяло, пирамида и т. д.;

г) с ударением на последнем слоге: колокола, тетерева и т. д.

Имитация акцентной структуры слова может выполняться путем воспроизведения ритмического рисунка с помощью отхлопывания с выделением ударного слога более громким хлопком или произнесением ритмического рисунка с помо­щью слогов: дома — тата; машина — татата; дерево — татата и т. п.

Предлагая упражнения по имитации акцентной структуры слова, логопед должен учитывать программные требования к речевому материалу:

— на первой ступени обучения (младший дошкольный воз­
раст) ребенку предлагаются односложные и двусложные слова
из открытых, а затем из открытых и закрытых слогов, трех­
сложные слова (за исключением трехсложных слов с одно­
временным стечением согласных и закрытым слогом);

— на второй ступени обучения (средний дошкольный воз­
раст) детям предъявляются односложные, двусложные и трех­
сложные слова;

— на третьей ступени (старший дошкольный возраст) к
этим словам добавляются слова, состоящие из четырех сло­
гов.

Эти же требования предъявляются к речевому материалу, используемому при имитации акцентной структуры предло­жения.


Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова


razvitie-sluhovogo-vnimaniya-sluhovoj-pamyati-i-fonematicheskogo-vospriyatiya.html
razvitie-sluhovogo-vospriyatiya-nerechevimi-zvuchaniyami.html
    PR.RU™